21.10.2010 »сследовательска€ работа школьников как часть обучени€ физике



“радиционна€ система обучени€ предусматривает усвоение учащимис€ фактических теоретических знаний и приобретение навыков в решении стандартных задач с известной методикой их решени€ и известным ответом в конце книги. Ќо мы видим задачу сегодн€шней школы в подготовке интеллектуалов, умеющих мыслить творчески, неординарно, находить выход из нестандартных ситуаций, которые ставит жизнь. ¬ыработке таких умений служит исследовательска€ работа школьников. Ёта работа предполагает следующие этапы научного исследовани€: наблюдение €влени€, формирование гипотезы, теоретический и экспериментальный этапы, анализ и сопоставление результатов, статистическа€ их обработка, оформление доклада и его публична€ защита.

ј что это дает ученику?

¬о-первых, умение самосто€тельно находить необходимую литературу и извлекать из нее нужную информацию. ¬о-вторых, углубление фактических знаний и возможность применить их в нестандартных услови€х. ¬-третьих, исследование предполагает работу в коллективе и тренирует навыки творческого общени€. ¬-четвертых, вырабатываетс€ культура мышлени€, культура ведени€ научной дискуссии. Ќаконец, корректируетс€ профессиональна€ ориентаци€ учащихс€.

 ак это реализуетс€ на практике?

ƒл€ иллюстрации приведем пример работы над исследовательской задачей «»нтерферометр», предлагавшейс€ в 1995-96 учебном году в задании на IV –еспубликанском турнире юных физиков.

ѕервый этап работы — глубокое погружение в тему «»нтерференци€». ”чащиес€ изучали материал по учебным пособи€м дл€ вузов и научно-попул€рной литературе. ≈сли что-то было непон€тно, они могли проконсультироватьс€ у специалистов кафедры оптики √√” им. ‘.—корины. ≈стественно, они познакомились с пон€ти€ми, не предусмотренными школьной программой, и изучили способы осуществлени€ когерентности в оптике. ѕриобретенные знани€ были закреплены на спецсеминаре путем решени€ задач, посв€щенных расчету интерференционных схем и картин.

¬ ходе теоретического этапа определилась группа лидеров из трех человек, которым предсто€ло провести экспериментальные исследовани€. Ёта группа учащихс€ должна была придумать конкретную схему интерферометра, удовлетвор€ющую условию задани€ физического турнира, получить устойчивую интерференционную картину, исследовать, как завис€т ее характеристики от толщины зазора, угла падени€ света, свойств среды в зазоре и других параметров. Ќа этом этапе рождалось большое количество вариантов решени€, наилучший из которых выбиралс€ в результате дискуссий. ¬се решали одну задачу, но роль каждого была различной и определ€лась природными склонност€ми учащихс€. ‘илонова “. смогла лучше других планировать эксперимент и организовывать работу группы. ¬ выполнении экспериментов и анализе их результатов участвовала —ильченко ≈. ќсновна€ работа по математической обработке была выполнена —песивцевой ≈. –абота группы завершилась докладом на IV –еспубликанском турнире юных физиков и его защитой.

ќднако интерес к теме не остыл, и эти же учащиес€ продолжили исследовани€, изучив зависимость показател€ преломлени€ воздуха от давлени€ интерференционным методом. ѕолученные при этом результаты были доложены на 1-й –еспубликанской научно-исследовательской конференции школьников.

”частие в исследовательской работе определило профессиональный выбор выпускников школы: ‘илонова “. и —ильченко ≈. поступили на физический факультет √√”, предполага€ в дальнейшем специализироватьс€ на кафедре оптики, а —песивцева ≈. стала студенткой математического факультета. ¬се они мечтают продолжить в вузе исследовательскую работу.

Ѕлагодар€ тому, что школьной науке в Ѕеларуси стало удел€тьс€ внимание, у учеников по€вилась возможность показать результаты своей работы не только в школе, но и на республиканском и международном уровн€х. Ёто стимулирует привлечение к исследовательской работе большего числа учащихс€, повышает их ответственность и существенно сказываетс€ на качестве исследований школьников. Ѕольшую роль в организации и распространении опыта исследовательской работы играет летн€€ научно-исследовательска€ школа дл€ учителей и дл€ учащихс€, котора€ уже дважды проводилась в Ћужесно ¬итебской области.

ѕоложительным моментом в исследовательской работе €вл€етс€ возможность творческого контакта школьников с преподавател€ми вузов и учеными из Ќ»». ѕри этом ученики знаком€тс€ с услови€ми труда ученых, вовлекаютс€ в творческий процесс, активно и творчески в нем участвуют, получа€ удовлетворение от сопричастности к научному открытию. ≈сли опыт исследовательской работы школьников будет распространен повсеместно, то можно быть уверенными, что интеллектуальный потенциал –еспублики будет сохранен.

ј. √одлевска€

© 2007-2014
Ўкола танцев "Dance City"
–°–Ґ–£–Ф–Ш–ѓ –Ґ–Р–Э–¶–Р ¬ЂDance City¬ї –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –Љ–Њ–і–љ—Л—Е —Б—В—Г–і–Є–є –≤ –Ь–Њ—Б–Ї–≤–µ.
–Э–∞—И–∞ —Б—В—Г–і–Є—П —В–∞–љ—Ж–µ–≤ —Н—В–Њ –Ю–±—Г—З–µ–љ–Є–µ —В–∞–љ—Ж–∞–Љ –њ–Њ –љ–∞–њ—А–∞–≤–ї–µ–љ–Є—П–Љ:
Tecktonik, R'n'B, Hip-Hop, Strip-Plastic, NEW-Strip-Plastic, Break Dance.
–Т–∞—Б –љ–∞—Г—З–∞—В —В–∞–љ—Ж–µ–≤–∞—В—М –ї—Г—З—И–Є–µ –њ—А–µ–њ–Њ–і–∞–≤–∞—В–µ–ї–Є –Ї–ї—Г–±–љ—Л—Е —В–∞–љ—Ж–µ–≤.
–Т–∞—Б –ґ–і–µ—В –±–Њ–ї—М—И–Њ–є —В–∞–љ—Ж–µ–≤–∞–ї—М–љ—Л–є –Ј–∞–ї –≤ –°–Њ–Ї–Њ–ї—М–љ–Є–Ї–∞—Е.
–Ґ–∞–љ—Ж—Г–є –≤ —А–Є—В–Љ–µ –≥–Њ—А–Њ–і–∞!

–Э–∞–њ–Є—Б–∞—В—М –≤ —И–Ї–Њ–ї—Г —В–∞–љ—Ж–∞



–азработка сайта "WebSEOHelp" ::: ѕродвижение сайта "—сылочный брокер"